Вторник
19.03.2024
10:17
Приветствую Вас Гость
RSS
 
МКДОУ "Д/С №29"
Главная Регистрация Вход
Архипова Елена Анатольевна »
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 71

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Консультация логопеда

Как помочь ребенку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы.Описание: http://michutka.3dn.ru/83/18.gifОписание: http://michutka.3dn.ru/83/18.gif

Прежде всего, надо выяснить:

  • Различает ли ребенок понятия «слева» и «справа»? Ребенок должен уметь правильно выполнять задания: покажи свое правое ухо, левую ногу и так далее; расскажи, что ты видишь справа от себя, что слева. Если ребенок пишет буквы не в ту сторону – чаще всего это следствие несформированных понятий «слева» и «справа».
  • Умеет ли ваш ребенок складывать разрезные картинки из 4 – 6 частей?  Если он затрудняется, то это следствие недоразвития зрительно-пространственного анализа и синтеза.
  • Очень полезны для развития пространственных представлений и зрительного восприятия игры – занятия с различными конструкторами, пазлами, мозаиками.

Чтобы ребенку было легче запомнить буквы, рекомендуются следующие приемы

  • Взрослый пишет «трудную» букву большого размера (5 – 6 см), ребенок раскрашивает ее. Под буквой ребенок рисует (или это делает взрослый, а ребенок опять же раскрашивает) предметы, в названии которых первая буква для ребенка трудно запоминаемая.
  • Лепка ребенком буквы из пластилина.
  • Вырезание ребенком буквы по контуру, нарисованному взрослым.
  • «Написание» широкими жестами всех изучаемых букв в воздухе. Если пользоваться этим приемом постоянно, то в случае возникновения затруднений, взрослому достаточно будет «написать» букву в воздухе и ребенок мгновенно вспомнит ее.
  • Сравнение буквы и ее элементов со знакомыми предметами, другими буквами. Пусть такие сравнения придумывает сам ребенок. Это запоминается лучше.
  • Помогут ребенку и стихи – «запоминалки» о буквах.
  • Письмо буквы по точкам, по контуру нарисованному взрослым.

Как подготовить руку ребенка к письму

Полезны все виды занятий, связанных с тренировкой мускулатуры пальцев рук – игра с мозаикой, конструкторами, вырезание, лепка, рисование, штриховка, работа с «раскрасками», пальчиковый театр и так далее.

Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук.

  • фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой руке.
  • предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой.
  • из пластилина геометрических фигур, букв, цифр, различных предметов.
  • карандаша (с гранями) между пальцами.
  • движение".

Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.

  • с рисованием.

Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму, то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки, или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее).

  • с предметами домашнего обихода.

Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.

Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.

Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

Все упомянутые занятия полезны вдвойне, так как, развивая моторику пальцев, мы стимулируем и развитие речи ребенка. Существует такая взаимосвязь

Уроки логопеда

Ну-ка, пальчик, расскажи…

Знаете ли Вы, что кисть руки является таким же «органом речи» как и артикуляционный аппарат? Исследования ученых подтвердили, что развитие моторики напрямую связано с развитием речевой деятельности. Дело в том, что стимулирующие движение пальцев рук влияет на созревание центральной нервной системы, которая отвечает за формирование и развитие речевой функции ребенка.

Сразу после рождения малыш начинает изучать все вокруг с помощью зрительных, слуховых и тактильных ощущений. Затем на второй стадии развития малыш учиться самостоятельно играть – пробовать собирать и разбирать вещи своими руками, а на третьей стадии, когда малыш уже учиться ходить, он начинает вовлекать в свою игру все предметы, до которых он способен дотянуться.

Многие со школьных лет помнят немудреные слова: “Мы писали, мы писали, наши пальчики устали”. Небольшая гимнастика помогала расслабиться рукам и продолжить работу. А известно ли вам, что, выполняя простые движения кистями и пальцами, мы снимаем напряжение и с языка, губ? Оказывается, пальцы рук могут помогать учиться говорить, особенно тем детям, у кого трудности с речью.

Специальными исследованиями установлено: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. К 4 годам «зрелый» ребенок должен уметь напрягать по желанию одну руку, оставляя другую свободной. По научному это называется дифференцированно управлять напряжением и расслаблением. Но если у малыша проблемы с речью (задержка психомоторного развития), общее напряжение остается на долгие годы, что мешает учиться, гибко мыслить, переключать внимание. А замечали, как у 4 - 6-летних детей напрягаются пальчики, когда трудно выговорить слово: сжимаются в кулачки или, наоборот, вытягиваются веером? Развивать моторику пальцев, а значит — улучшать работу артикуляционного аппарата и развивать детскую речь по силам всем родителям. Проявите терпение и настойчивость! для начала научите ребенка играм с пальчиками. Малыш 3 - 4 лет с удовольствием слушает потешки, улавливает их ритмы, повторяет слова. Сначала сами покажите, что нужно делать. Не получается? Возьмите руки ребенка в свои и осваивайте упражнения вместе. Самое главное — четко соблюдать заданный ритм и стремиться к естественности, привычности, легкости движений. Для развития ручной умелости можно использовать следующие упражнения и задания:

  • Разминание пальцами пластилина, глины;
  • Катание по очереди каждым пальцем камешков, мелких бусинок, шариков;
  • Нанизывание крупных пуговиц, шариков, бусинок на нитку;
  • Наматывание тонкой проволоки в цветной обмотке на катушку, на палец (получается колечко или спираль);
  • Закручивание шурупов, гаек, крышек;
  • Игры с конструктором, мозаикой;
  • Застегивание пуговиц, крючков, молний, замочков;
  • Завязывание узлов на толстой веревке, на шнуре;
  • Рисование, раскрашивание, штриховка;
  • Вырезание ножницами;
  • Игры с песком и водой;
  • Вышивание;
  • Рисование различными материалами;
  • Самомассаж пальцев рук;
  • Перекатывание между ладонями ребристого карандаша;
  • Перекатывание в руках грецких орехов;
  • Запускание пальцами мелких волчков;
  • Выкладывание из крупы узоров, букв, цифр;
  • Пальчиковые игры;
  • Выполнение графических упражнений. При этом родителей должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании или закрашивании. В этом случае ребенок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки. Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании.

В саду

Пальчик толстый и большой

сад за сливами пошел. (Кончик большого пальца ударяет в середину

Указательный с порога ладошки.)

  • ему дорогу. (Сложить пальцы в кулак, вытянуть указательный

и показывать по разным сторонам.)

Средний пальчик очень меткий,

  • сбивает сливы с ветки. (Большой и средний пальцы сложить так,

чтобы получился щелчок.)

  • подбирает... (Сгибать этот палец к ладошке, как бы подбирая что-то.)

А мизинчик-господинчик

В землю косточки сажает. (Округлить мизинец и стучать по столу,

двигая только им одним, - рука спокойна.)

Этот пальчик…

Этот пальчик — дедушка, (Разгибать кулачок по одному пальцу, придерживая

Этот пальчик — бабушка, те, которым еще не время распрямляться.)
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я, малыш.

 

Вечер - утро
Этот пальчик хочет спать, (Складывать по одному, начиная с мизинца,

  • пальчик — прыг в кровать! загибая их большим.)
    пальчик прикорнул.
    пальчик уж заснул.
    Встали пальчики. Ура!
    Им играть уже пора. ( Разогнуть все сразу.)


Для детей старше 4 лет добавляются новые упражнения.

«Пальчики здороваются»

Большой палец, мягко отскакивая, подушечкой «здоровается» с подушечками остальных пальцев руки (Варианты — каждой рукой отдельно, двумя одновременно.)

«Гонки»

Указательный и средний пальцы “бегают” по столу:
старт, побежали, финиш. (Варианты — каждой рукой отдельно, двумя одновременно.) Обратите внимание: плечи и спина должны быть свободными, нескованными.

«Волна»

Развернуть ладошки к лицу, вытянуть пальчики вверх. Под неторопливый счет начиная с большого пальца левой руки складывать по одному пальчику к ладошке (после левого мизинца наступает очередь правого). Затем разгибать пальцы начиная с большого на правой руке и дойти до большого пальца на левой.

«Улитка»

Положить руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их. Пошевелить пальцами-рожками: вправо, влево, вниз, вверх.

«Мяч»

Кисть одной из рук зажата в кулак — это мяч, Другая играет роль плоской стенки. Бить и отскакивать мячом-кулачком по стене то одной, то другой рукой.

«Поник цветок»

Раскрыть обе руки перед собой. Пальчики прямые и напряженные. Одна кисть вдруг поникла, полностью расслабившись. Попеременно менять напряжение и расслабление в руках. Следите, чтобы у “сильного цветка” все пальчики были напряжены, а у “поникшего”, наоборот, кисть должна быть совершенно расслаблена, до кончиков пальцев.

«Мозаики»

Очень полезны те из них, где детали-гвоздики вставляются в отверстия. Хорошо, когда шляпки у мозаинок бугристые, угловатые. А знакомя малыша с азбукой, вы- режьте буквы из шершавой бумаги (например, наждачной) или обоев с выпуклым рисунком, чтобы отыскивать нужную букву на ощупь. Это упражнение содержит в себе элементы массажа.

«Ежики»

Повернуть руки ладонями к себе. Одну сжать в кулак — ежик спит (следите за большим пальцем — он должен плотно обхватывать остальные). На другой растопырить пальцы, как иголки у ежика.
Скучно одному ежику, не с кем играть. Тук, тук, тук”, — постучал он иголкой-мизинчиком по другому — спящему ежику. Никак не просыпается! И сам уснул — сжался в кулачок. Зато другой ежик проснулся... (Повторить те же действия и с ним.) Ежики не должны быть в одинаковой позе — если спит один, другой бодрствует. Начинайте упражнение медленно, со сказкой. Меняя позы у ежиков, убыстряйте темп.

 

Таким образом, необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, т. к. ученые рассматривают кисть руки как орган речи - такой же, как артикуляционный аппарат, и с этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга.

Как избежать неграмотного письма

У детей, имеющих в дошкольном возрасте речевое нарушение, в школе очень часто возникают трудности при овладении навыком чтения и нарушения письма. Логопедическая работа с этими детьми в детском саду является, в том числе, профилактикой нарушений чтения и письма. Но и в первом классе не стоит прекращать эту работу для того, чтобы избежать нарушений в письменной речи.

Родители могут проводить с детьми следующие упражнения:

  • назови в слове только гласные (только согласные) звуки;
  • определи в слове количество слогов, назови каждый слог;
  • составь слово из слогов, данных в беспорядке (нок, цып, ле; точ, лас, ка);
  • придумай слова с тремя, четырьмя, пятью звуками;
  • подними цифру, соответствующую количеству звуков в слове;
  • подбери слова с заданным звуком на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, душ);
  • «Цепочка слов»: каждое последующее слово должно начинаться с последнего звука предыдущего слова;
  • придумай предложение с определенным количеством слов;
  • увеличь количество слов в предложении;
  • определи место слова в предложении;
  • выдели предложение с определенным количеством слов из текста;
  • покажи правильно изображенную букву: В, Г, Я и т. д.;
  • определи различие сходных букв: Р – Ь, И – Н, Н – П и т. д.;
  • конструирование букв из различных материалов.

 

Вход на сайт

Поиск

Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

    Выбрать язык / Choose language:
    Ukranian
    English
    French
    German
    Japanese
    Italian
    Portuguese
    Spanish
    Danish
    Chinese
    Korean
    Arabic
    Czech
    Estonian
    Belarusian
    Latvian
    Greek
    Finnish
    Serbian
    Bulgarian
    Turkish